О Главном

«Перспективы без альтернатив»

Сайт ВФПС опубликовал доклад Олега Ильина «Информация об итогах ежегодной Конференции World Sailing, а также об отношениях с WS и перспективах их развития», подготовленный к заседанию президиума ВФПС в Сочи. Этот документ мы решили перепечатать.

Сегодня даже самые критически настроенные яхтсмены, самые лучшие знатоки правил и регламентов, самые уважаемые наши Сергеи и Борисы признали главный факт нашей парусной жизни: мы вступили в новую эпоху парусного олимпийского спорта!

Олимпийская парусная регата никак не охватывает весь мировой парус, это совершенно особое соревнование. Но оно есть, и оно развивается по своим законам, предъявляет особые требования. Не хочешь – не участвуй. А мечтаешь попасть на Олимпийские игры, стремишься к олимпийским медалям, готов доказать свое мастерство на водах Эносимы и Марселя, придется играть «по их» правилам. Вот почему так важно разобраться, что же происходит в мировом парусном олимпизме, что мы и попытаемся сделать в этих заметках.

Что такое олимпизм сегодняшнего дня

Те, кому посчастливилось побывать в швейцарском городе Лозанна, непременно заглянул в музей олимпийского движения. Здесь располагается штаб-квартира Международного олимпийского комитета. Здесь формируются и внедряются Олимпийские игры.

Соответственно, Олимпийский комитет (МОК) – это в равной степени и спортивная организация, и крупнейшая коммерческая компания. Она равно озабочена развитием олимпизма во всем мире и поддержанием своего материального благополучия. Бюджеты МОК – это миллиарды долларов. Но показательно, что на себя (содержание помещений, оплату аппарата, проведение конференций и т.п.) МОК тратит всего 8% от бюджета. Основные же расходы – это поддержка талантливых спортсменов в форме грантов по программе «Олимпийская солидарность», оказание финансовой помощи городам-устроителям очередных Олимпийских игр, всевозможные программы поддержки спорта в развивающихся странах.

Но откуда же в МОК стекаются огромные финансовые средства? Половина доходов – это деньги, полученные от телевидения. Около сорока процентов дают спонсоры. А остальное (едва ли 10%) – это продажа билетов на соревнования Олимпийских игр, лицензирование спортивного оборудования, продажа экипировки и т.д.

Почему мы приводим все эти достаточно известные сведения? Отношения МОК с телевидением вовсе не так просты, как может показаться. Телевидение – жесткий заказчик! Подай ему картинку привлекательную для зрителей, обеспечь динамику, драму спортивных баталий. Покажи с близкого расстояния наряду со счастливыми глазами победителей и страдания, и крушение надежд и… кровь. Да. Это именно то, что нужно зрителю, который с чипсами и пивом следит за олимпийскими сражениями. «Вынь да положь»!

При этом трансляция – процесс, жестко регламентированный по времени. Например, включена в сетку вещания трансляция медальной гонки в таком-то классе с 12 до 14 часов. И телевидению наплевать, как вы это организуете, как обеспечите нужные погодные условия. Сделайте, достаньте хоть из-под земли, если хотите иметь дело с телевидением!

                  Кто ее ужинает…

Бессмысленно отрицать давление МОК на федерации по видам спорта. Так, для удобства телевидения, спортивное действо все больше становится искусственным, заключенным под крыши стадионов. Возьмите такие исходно «натуральные» виды спорта, порожденные самой природой, как горный велосипед, каяк, пляжный волейбол, скалолазание — все они либо перекочевали под крыши спортивных залов, либо переместились на искусственные трассы.

Вот нормальный вопрос нормального яхтсмена: а зачем нам так цепляться за Олимпийские игры? А может быть, послать этот олимпизм к черту? Жили же и без него, когда гонки в таких прославленных традиционных классах, как Дракон, Звездный, Летучий Голландец, собирали до двухсот участников на свои чемпионаты.

Нет, не получится. Олимпийские игры были и остаются наивысшим событием мировой спортивной жизни и выходят за рамки собственно спортивно-технического действия! Это – явление всемирной значимости в социальной и культурной жизни народов мира. Это значимый сектор в мировой экономике. Это, наконец, важная часть политики – да, политики! И никто, ни одна страна мира, ни одна спортивная организация не собирается отказываться от Олимпийских игр. Для многих и многих национальных олимпийских комитетов принадлежность к Играм позволяет сводить концы с концами, питаясь отчислениями МОК и дотациями государственных бюджетов.

Спускаемся на уровень ниже и смотрим на Международную федерацию парусного спорта (World Sailing/WS). Соответственно, олимпийская парусная регата – главное стратегическое направление в деятельности Федерации. Это обусловлено не только политическими, социальными, спортивно-техническими причинами, но и реалиями текущего этапа: политикой большинства национальных олимпийских комитетов, заинтересованностью национальных парусных федераций и ведущих ассоциаций олимпийских классов яхт. Далеко не последнюю роль играют соображения материального порядка. Например, отчисления МОК в пользу WS составляют 65% бюджета международной федерации. Поэтому сохранение олимпийского статуса WS рассматривает как вопрос выживания.

Позиции WS в олимпийском движении далеко не безусловны. В настоящее время в программы летних Игр включены 28 видов спорта, и число их не будет увеличено. Более того, президент МОК постоянно напоминает, что из цикла в цикл будет проводиться ротация видов спорта. Часть из них будет выводиться из олимпийской программы, а на освободившиеся места будут включаться иные виды спорта – в наибольшей степени отвечающие стратегической линии МОК. Каждый вид спорта проходит аттестацию по специально разработанным критериям. Выводы оценочной комиссии выносятся на обсуждение для принятия решений Сессии МОК. Каждый вид спорта должен при голосовании получить не менее 51% голосов. МОК разрабатывает и регулярно публикует критерии, по которым отбираются олимпийские виды спорта. В основу положены принципы новой стратегии МОК, такие как:

— спортсмен – центральная фигура Олимпийских игр;

— универсальность: олимпизм – это не только Олимпийские игры, это всемирная система отборочных соревнований, вершиной которой являются Игры. Олимпиада начинается с клубных соревнований;

— главное внимание – подрастающему поколению;

— глобальная коммуникация: олимпизм в условиях информационной революции.

Среди критериев по отбору спортивных дисциплин на Игры первые места занимают наглядность, высокая драматичность спортивного действия, доступность и понятность для рядового зрителя. И как следствие, привлекательность для средств массовой коммуникации.

С учетом вышесказанного, парусный спорт уже не раз подвергался серьезной критике.

— Слишком большая длительность олимпийской парусной регаты (14 дней); при этом скользящий график проведения гонок имеет значение только для самих яхтсменов, но не для зрителей.

— Слишком сложные правила, непонятные рядовому зрителю и большинству журналистов.

— Слишком длинные дистанции, удаленные от берега (зрителя).

— Недостаточная динамичность и драматичность спортивного действа, особенно в условиях слабых ветров.

— Невозможность наблюдать ход борьбы изнутри – в большинстве видов спорта камера максимально приближена к спортсмену.

— Наличие возможности выиграть медали еще до окончания всех плановых гонок, «вторичных» способов победить (выбросы худших гонок, протесты, восстановление результата), тогда как  журналисты, телевидение, зритель требуют, чтобы драма сохранялась до последнего момента – иными словами, чтобы олимпийский чемпион выявлялся на финише последней гонки.

— Консерватизм большинства ассоциаций «классических» олимпийских классов, не желающих никаких перемен и исповедующих принцип «парусный спорт для нас, для яхтсменов!».

— Учитывая громадное число видов спортивной деятельности, в наши дни парусный спорт является недостаточно привлекательным для молодежи – число молодых олимпийцев падает год от года.

              Наш ответ МОК

Отвечая на запросы сегодняшнего дня, Международная федерация парусного спорта, начиная с 2006 года, последовательно и постоянно вводила новшества в проведение парусных регат.

Лицо парусной олимпийской регаты изменилось драматически:

— введены медальные гонки, участие в которых обязательно, с главной задачей определения победителя «здесь и сейчас»;

— сократились протяженности дистанции, зато выросло число зачетных гонок. Короткие гоночные дистанции максимально приближены к берегу, к зрителям. Длительность медальной гонки сокращена до 30 минут (в среднем).

Читайте также:  В планах Жуайона сразу 6 рекордов

— Особенно заметны изменения в средствах и методах демонстрации гонок. Полностью пересмотрены философия и практика трансляции олимпийских гонок. Камеры устанавливаются на борту гоночных судов, на специальных катерах, вертолетах, дронах – все эти «картинки» передаются на огромные экраны в зоне зрителей. Репортажи ведутся совместно профессиональными журналистами и экспертами парусного спорта — как правило, бывшими олимпийскими чемпионами. Введена система трекинга, позволяющая следить за гонкой в режиме онлайн, снабжающая зрителя полной информацией по погодным условиям и, что принципиально важно, по текущему положению каждого участника гонки.

— Изменилось и лицо олимпийского парусного спорта в плане использования материальной части. Так, за период с 2004 года (Игры в Афинах) исключены классы Солинг, Инглинг, Звездный, Элиотт-6м. Обратите внимание, все это килевые яхты. На их место пришли легкие скоростные парусные снаряды, такие как 49-й, 49-й FX, катамаран Накра 17. Добавились два женских номера программы – в парусной доске и классе Лазер-радиал.

В ноябре 2016 года на отчетно-перевыборной Генеральной Ассамблее WS, прошедшей в Барселоне, были избраны новый президент WS Ким Андерсен (Дания), Исполком и исполнительный директор (CEO) Энди Хант (Великобритания).

Новая команда решительно взялась за дело дальнейшего переустройства парусного спорта. Все это вызвало реакции, далекие от оваций. Возникли серьезные противоречия между Исполкомом и массами (национальными федерациями, ассоциациями классов).

Если Олимпиада-2020 года пройдет в том же формате, что и регата в 2016-м (Рио-де-Жанейро), то Олимпиада-2024, по мнению Исполкома, должна в полной мере продемонстрировать дальнейшее развитие парусного олимпизма. Соответственно, стратегия руководства WS строится на следующих базовых принципах:

— привлекательность для юношества и молодежи;

— гендерное равенство участников (мужчины и женщины в равной доле);

— переход на легкие скоростные устройства (снаряды), такие, как кайт и катамаран Накра 17, причем с переводом обоих классов на крыло;

— дальнейшее совершенствование медиа-освещения олимпийских событий на воде в целях привлечь максимальное число зрителей.

Исполком предложил решать вопрос программы Олимпийских игр-2024 в два этапа.

1. Среднегодовое заседание (май 2018 года, Лондон) определяет программу номеров парусной олимпийской регаты. До 1 августа национальные федерации и ассоциации классов имеют возможность изложить требования к оборудованию или попросту к классам яхт, претендующим на олимпийский статус. Главной задачей ежегодного заседания WS (ноябрь 2018 года, Сарасота, США) является определение критериев отбора оборудования.

2. В течение 2019 года классы-претенденты на включение в программу Олимпийских игр должны пройти оценочные соревнования, а квалификационные комиссии предложить Генеральной Ассамблее-2019 сделать окончательный выбор оборудования (яхт и снарядов) на Олимпиаду-2024. Предложения WS передаются в МОК, который на своей сессии в августе 2020 года должен утвердить программу.

           Решения, которые потрясли парусный мир

Прежде чем продолжить наш разговор, необходимо внести ясность в олимпийскую терминологию. Многим яхтсменам трудно разобраться в реалиях сегодняшнего дня, поскольку они не очень представляют себе, какими понятиями оперирует МОК, а следом за ним и Международная парусная федерация. Итак:

— «Дисциплина» – это собственно спортивное упражнение. WS утвердил шесть дисциплин для паруса: такие, как гонки флота, матчевые гонки, гонки крейсерские и т.д. Кстати, медальная гонка – это тоже дисциплина, и она очень отличается от обычной гонки флота.

— «Номера» – это виды упражнений, параметров спортивного действа, в которых разыгрываются медали. Например, «швертбот-одиночка мужская», «парусная доска (виндсерфинг) одиночка – мужской разряд», «многокорпусный снаряд-двойка, смешанный разряд» и т.д.

— «Оборудование» — материальная часть или попросту классы/снаряды, на которых проходят гонки.

Теперь мы можем говорить о решениях, принятых в текущем году на среднегодовом заседании и Совете/ Генеральной Ассамблее.

Среднегодовое заседание (май, Лондон), как мы помним, определяло номера олимпийской программы. Половина номеров была утверждена изначально, как бы минуя конкурс. Это:

Официальное наименование номера программы                                                                             Перевод

Men's One Person Dinghy — Laser*                                                                                       Мужская одиночка швертбот — Лазер

Women's One Person Dinghy — Laser Radial*                                                                       Женская одиночка швертбот — Лазер-радиал

Women's Skiff — 49erFX                                                                                                            Женский скиф – 49-й FX

Men's Skiff — 49er                                                                                                                      Мужской скиф – 49-й

Mixed Two Person Multihull — Nacra 17                                                                        Смешанный разряд двойка многокорпусная – Накра 17

По остальным пяти номерам развернулась длительная дискуссия. Сначала предложили выступить каждому из 42 членов Совета. Затем Совет выслушал рекомендации Комитета спортивных программ и, наконец, приступил к обсуждению предложений национальных парусных федераций (так называемых сабмишн) Таких предложений-сабмишн поступило 56. Путем многоступенчатого голосования Совет пришел к следующему.

Официальное наименование номера программы                                                                          Перевод

Men's Windsurfing                                                                                                                              Мужской виндсерфинг

Women's Windsurfing                                                                                                                         Женский виндсерфинг

New Event, Mixed One-Person Dinghy                                                                              Новый номер — смешанный разряд — швертбот-одиночка

Читайте также:  Мы вас любим!

New Event, Mixed Two Person Dinghy                                                                               Новый номер — смешанный разряд — швертбот-двойка

New Event, Mixed Kite                                                                                                           Новый номер — смешанный разряд кайт

Настала очередь Ежегодной Конференции и Генеральной Ассамблеи Международной федерации. 2 ноября в Сарасоте (США), в огромном конференц-зале отеля Hyatt Regency прошло заседание Совета WS. Совет – это как бы Президиум Международной Федерации, его решения окончательны, преодолеть их может только Генеральная Ассамблея.

Наибольшую дискуссию вызвало экстренное предложение Исполкома о включении в программу «Крейсерской килевой яхты двойки, смешанный разряд». Данное предложение было уже отвергнуто на среднегодовом заседании. Кроме того, в нарушение всех регламентов, предложение поступило непосредственно перед конференцией WS в Сарасоте. Несмотря на горячие споры в ходе Совета, предложение Исполкома прошло: сначала было достигнуто необходимое число голосов (75% от числа голосующих) в пользу пересмотра майских решений, а следом Совет проголосовал большинством в пользу нового номера программы, а именно: «смешанный разряд-килевая двойка-крейсерская яхта».

Несколько авторитетных национальных федераций не согласились с таким решением и вынесли вопрос на Генеральную Ассамблею, которая прошла там же 4 ноября. Делегаты согласились еще раз обсудить вопрос относительно килевой двойки. Однако голосованием (39 голосов в пользу, 24 – против, 1 – воздержался) Генеральная Ассамблея Международной федерации парусного спорта не поддержала предложение о пересмотре решений Совета. Таким образом, программа парусных соревнований Олимпиады-2024 была определена так, как проголосовал Совет, включая килевую двойку.

По состоянию на 4 ноября 2018 года программа Олимпийских игр-2024 (Париж/ Марсель) выглядит так:

Номер программы                       Предлагаемые класс яхт/ снарядов                                                     Примечания

Виндсерфинг мужской                                       RS:X                                                        Монопольный класс- возможны замены

Виндсерфинг женский                                         RS:X

Мужская одиночка- швертбот (динги)        Лазер-стандарт                                                                          —«»—

Женская одиночка- швертбот (динги)              Лазер-радиал                                     Оборудование утверждается в 2019 году

Кайт — смешанный разряд                                                Кайт                                                                               —«»—

Швертбот-двойка, смешанный разряд                             470                                                                              —«»—

Женский скиф-двойка                                                         49-й FX                                                         Монопольный класс- возможны замены

Мужской скиф-двойка                                                           49-й                                                            Оборудование утверждается в 2019 году

Многокорпусный (катамаран) —                                            Накра 17                                                 Монопольный класс- требуется решение

смешанный разряд                                                          

Крейсерская килевая яхта-двойка       Конкурс на класс яхты пройдет в 2019 году                 Оборудование утверждается в 2019 году

— смешанный разряд

                      Проблемы, проблемы…

Казалось бы, так или иначе, решения приняты, можно выдохнуть. Как бы не так! Затронем только самые острые проблемы, которые придется решать.

«Cherchez la femme» (Ищите женщину). Идея гендерного равенства на Олимпиадах — едва ли не центральная в стратегии МОК. Такой формальный подход иногда приводит к нежелательным результатам. Например, доля женщин в гимнастике – 65%, и федерация гимнастики вовсе не собирается увеличивать представительство мужчин в своем виде спорта. А как быть, к примеру, в таких видах спорта, как греко-римская борьба? Или, скажем, в тяжелой атлетике: равное количество атлетов – участников мужчин и женщин – очевидный нонсенс.

А как обстоит дело в парусном спорте? Впервые женщины вышли на олимпийские старты вместе с мужчинами в 1988 году: на Олимпиаде в Сеуле/Пусане (Корея) гонялись мужские и женские «семидесятки». С тех по доля женских экипажей в олимпийской программе постоянно росла и достигла 45% на последних Играх в Рио! Казалось бы, это оптимальная пропорция. Достаточно изучить списки участников чемпионатов мира и Европы, чтобы понять: женщин-участниц (как и стран, которые они представляют) заметно меньше, чем мужчин. Давно известно, что олимпийским парусным спортом занимается не более 40% женщин. Очевидно, это и был бы оптимальный показатель. Но, увы, чего не сделаешь для начальства! Доходит до анекдота (см. таблицу) – вот несколько примеров:

— Квота мужской доски уменьшена до 30 участников, тогда как квота женской увеличена до 40!

Читайте также:  Книгу – в массы!

— Такая же пропорция предложена для одиночки (Лазер и Лазер-радиал): соответственно 40 и 50 участников.

— более половины номеров программы механически выровнены по квоте – 20 участников – без объяснения причин.

Все пополам. Прежде у нас был только один смешанный номер – катамаран Накра 17. Теперь их четыре из десяти, и это порождает целый набор проблем. Так, многие страны Азии и Африки отказываются принимать участие в таких соревнованиях по религиозным и культурно-историческим причинам. В итоге может случиться, что число стран-участниц парусной Олимпиады заметно уменьшится. А это уже очень серьезный минус с позиций МОК. Добавьте к этому вопросы методик подготовки, увеличения числа тренеров и специалистов по подготовке женщин. Возможно, удастся преодолеть и эти трудности… Посмотрим.

В море — на прогулку. Как идея, олимпийская крейсерская яхта звучит привлекательно для многих федераций и заслуженных яхтсменов-гонщиков. Положительные стороны очевидны. Но как бы их не перекрыли серьезные проблемы. Вот только некоторые из них:

— По ставшей трагической традиции введения классов в олимпийскую семью, мы избрали буквально «кота в мешке»: нет даже наименования класса, соответственно нет ни Ассоциации, ни правил класса, ни правил проведения чемпионатов в таком классе.

— Сейчас известно только то, что длина яхты должна быть в пределах от 6 до 10 метров, а цена – до 100.000 долларов США! К тому же для нормальной подготовки придется приобретать не менее двух яхт.

— Предварительно планируется, что гонка килевых двоек должна пройти в течение трех дней (двух ночей). Но самое главное: яхты должны финишировать в строго назначенное время! Скажем, в промежутке от 12 до 14 часов дня. Но велики шансы, что из-за погодных условий эта задача будет невыполнимой.

О бедном гусаре замолвите слово. Парусный мир был потрясен решением изъять класс Финн из олимпийской программы. Старейший олимпиец, Финн начал свою карьеру с Игр 1952 года в Хельсинки. Через этот класс прошли и вышли в большой парусный мир десятки самых известных и выдающихся гонщиков! Для России имена Манкина, Потапова, Балашова – это история, это наша слава!

Финн, как и большинство других классов, не раз проходил испытание на прочность, но каждый раз оставался в строю – благодаря своим уникальным качествам и заслугам перед парусным спортом.

Вспоминается такой случай. В 2007 году заседание Федерации (тогда – ISAF) проходило в Париже. В нем принял участие и Жак Рогге, в то время президент МОК. Рогге в прошлом — высококлассный финнист, участник Олимпийских игр, победитель многих престижных регат. Вот почему делегаты – любители класса Финн с надеждой смотрели на господина Рогге. Но тот, понятно, не мог позволить себе откровенную поддержку класса. И вот, в самом конце заседания, когда президенту МОК были вручены все положенные памятные призы, он вдруг сказал: «Я хочу сделать памятную фотографию и прошу подняться на эту сцену всех моих друзей, с кем я гонялся в классе Финн, и всех самых именитых финнистов, присутствующих в зале». Это надо было видеть! Едва ли не треть зала вышла на сцену. И стало понятно, что Финн остается в олимпийской семье. Давно это было…

Если вернуться к прозе жизни, то возникает вопрос: а есть ли еще какие-то шансы вернуть Финн в Олимпиаду? Да, шансов совсем немного, но они есть. Для этого потребуется отменить все ранее принятые решения и снова голосовать. Но за что? Большинство уверено, что конфликт был между килевой яхтой и Финном. Но это не так. Килевой яхте противостоял «новый номер — смешанный разряд-швертбот-одиночка». И это вовсе не обязательно класс Финн!

Известно, что против Финна, останься он кандидатом в олимпийскую программу, готовились выступить три класса одиночек, и кто знает, чем бы закончилось такое противостояние.

И все же, пока есть хоть маленькая надежда, надо бороться за Финн! На только что прошедшем Президиуме ВФПС было принято решение: поручить нашим представителям в Международной федерации бороться за восстановление класса Финн в программе Олимпийских игр до последней возможности. Что мы и намерены делать.

Форматы

Обычно, когда заходит речь об Олимпийских играх, все внимание уделяется классам яхт. Но ведь с точки зрения подготовки гонщика-олимпийца не меньшее значение имеют и формат, и то, как именно будут проходить гонки: количество, дистанции, расписание. А главное, будут ли гонки проходить в один этап или в несколько — с полуфиналами и финалами.

К сожалению, ответственный за формирование форматов Комитет спортивных программ так и не пришел к конкретному результату – и это после многолетней дискуссии. К чему это приводит? В 2016 году в конце июня формат Олимпийских игр в Рио еще не был назван – меньше чем за месяц до начала олимпийских гонок!

Наиболее вероятное решение по олимпийским форматам таково: финальные гонки (вместо медальных) будут различаться в разных классах/группах классов. При этом:

— В классических номерах (470, Лазер, Финн) регата будет состоять из трех этапов: предварительный (до 6 гонок), полуфиналы (3-4 гонки), финалы (одна, но возможны и три гонки).

— В скифах будут использоваться в финалах так называемые «театральные» гонки: три старта в коротких гонках на ограниченном водном пространстве по 15 минут каждая — в течение двух дней. С одной финальной гонкой и определением медалистов в последний день.

— Парусные доски и кайты настаивают на том, чтобы им разрешили использовать свои, специфические упражнения, а не только гонки флота /курсовые гонки. К таковым, например, относится слалом.

Кто на самом деле сказал, что олимпийская гонка должна быть бледным подобием гонок, заложенных в Олимпийские игры семьдесят лет назад? К примеру, класс Лазер предлагает проведение гонок в формате слалома. И все, кто видел пробные гонки, единодушно отмечают их динамизм, зрелищность и драму.

Заканчивая разговор о формате, замечу, что нужно добиваться от WS скорейшего решения этого важного параметра парусной регаты Олимпийских игр.

Мурло монополизма

Тяжелый вопрос. Впервые со всей остротой он был поставлен в WS нашей федерацией по инициативе Сергея Джиенбаева. Энтузиаст гонок на катамаранах, Сергей приобрел свою Накру 17, которая благополучно развалилась, не выдержав даже одного сезона эксплуатации! При этом выяснилось, что производитель Накры 17 – голландская фирма — является монополистом и не намерена никого подпускать к пирогу. За время «успешной» деятельности фирмы, цена на катамаран, включая новые углепластиковые мачты, выросла вдвое, а качество и надежность матчасти по-прежнему далеки от совершенства.

Тогда Международная федерация отклонила наши предложения. Но не смогла замолчать эту проблему. Создана рабочая группа, которая обязана отчитываться о своей деятельности на каждом годовом заседании. Да и как обойти эту проблему, если половина олимпийских классов являются монопольными. Вот пример: сильнейший и популярнейший класс Лазер устроен так, что где бы вы ни покупали лодку, в Америке или в Австралии, она все равно собственность одной фирмы. И пока не ясно, что делать: никто не хочет уступать, ни парусная общественность, ни производители.

Международная федерация парусного спорта, World Sailing – организация в равной степени и общественная, демократическая, и бюрократическая. Вопросы решаются медленно, с оглядкой, с последующими пересмотрами ранее принятых решений. Но ведь другой-то нет! Поэтому не надо отворачиваться и бесплодно критиковать Федерацию. Наоборот, нужно еще больше включаться в работу WS, добиваясь разумных решений на пользу парусному спорту.

Олег Ильин, член Совета World Sailing